Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Консультация «Работа с одарёнными детьми»

Работа с одарёнными детьми
(консультация для учителей начальных классов)
 
«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом»
П.Вайнцвайг
         
          Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
          Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.           На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
          Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «гении» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
          Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
          Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
          В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
          Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
          одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны;
          остро воспринимают общественную несправедливость;           устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
      сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные   системы ценностей у одаренных детей очень широки;
          для одаренных детей, как правило – характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий;
      не могут четко развести реальность и фантазию;
      хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми;
          чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
          Если исходить из идеи Б.Ф. Ломова о выделении трех функций психики, то модель ключевых компетентностей можно изобразить в виде пирамиды, вершинами которой являются: интеллектуальная, коммуникативная и информационная компетентности.
          Деятельность педагогов предусматривает:
           создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
           реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
           изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
           внедрение в образовательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
           управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
          Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:   на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;       
          на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
          на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
          на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
          Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
          Условно можно выделить три категории одаренных детей:
          дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
      дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
          Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
          принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
          принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
          принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
          принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
          принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
          Условия успешной работы учителя  с одаренными учащимися:
          должен бытьувлечен своим делом;
           способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
           профессионально грамотным;
           интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
           проводником передовых педагогических технологий;
           психологом, воспитателем и умелым организатором образовательного процесса;
           знатоком во всех областях человеческой жизни.
           Формы работы с одаренными учащимися:
           творческие мастерские;
           групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
           факультативы;
           объединения по интересам;
           занятия исследовательской деятельностью;
           конкурсы;
           интеллектуальный марафон;
           научно-практические конференции;
           участие в олимпиадах;
           работа по индивидуальным планам;
           сотрудничество с другими учреждения образования. 
          Основные виды одаренности:
           интеллектуальная одаренность;
           академическая  одаренность;
           социальная одаренность;
           художественная одаренность;
           практическая одаренность;
           психомоторная (спортивная) одаренность.
          Этапы сопровождения развития одаренного ребенка:
          1-й этап сопровождающей работы – диагностический — предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя  знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7 – 10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психо-физическое;
          2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка;
          3-ий этап — создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в объединении по интересам, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, руководство школы создает  условия для развития одаренных детей: открывает объединения по интересам, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, педагогов школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования.
          4-й этап — анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».