Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Консультация для учителей-предметников классов интегрированного обучения и воспитания «Рекомендации для поддержки детей с особенностями психофизического развития»

1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Рекомендуемые приемы:

снятие страха –  «Ничего страшного…»;

скрытая инструкция –  «Ты же помнишь, что…»;

авансирование –  «У тебя получится…», «Ты сможешь…». Говорите это искренне и уверенно;

усиление мотива –  «Нам это нужно для …» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»);

педагогическое внушение –  «Приступай же…»;

высокая оценка детали –  «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о …, отвечал на вопросы и т.д.»).

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Рекомендуемые приемы:

отмечайте достижения ребенка, а не неудачи;

делайте ошибки нормальным и нужным явлением;

формируйте веру в успех;

концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

6. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.

Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:

дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;

индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;

введения специальных видов помощи, а именно:

зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;

речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);

совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;

введение элементов программированного обучения и т.д.

Индивидуальный подход в обучении:

проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

учёт психофизических, личностных особенностей;

опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;

организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!

смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

соблюдение принципа «от простого к сложному»;

переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;

освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.

При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:

поэтапное разъяснение инструкции;

выделение ключевых слов;

листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;

краткое содержание параграфа;

заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

7. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:

выбор места в классе;

заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;

предоставление дополнительного времени;

специализированные учебники;

оценки понимания задания.

8. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;

9. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

10. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;

11. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

12.Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:

альтернативного ответа;

помощь в заполнении оценочных бланков;

предоставление неограниченного времени;

возможность выполнения работы дома.

13. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает:

индивидуальную шкалу оценок;

ежедневное оценивание;

меньшего количества заданий для получения оценки;

внимание на понимание прочитанного.