1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
снятие страха – «Ничего страшного…»;
скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»;
авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…». Говорите это искренне и уверенно;
усиление мотива – «Нам это нужно для …» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»);
педагогическое внушение – «Приступай же…»;
высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о …, отвечал на вопросы и т.д.»).
5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы:
отмечайте достижения ребенка, а не неудачи;
делайте ошибки нормальным и нужным явлением;
формируйте веру в успех;
концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
6. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
введения специальных видов помощи, а именно:
зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход в обучении:
проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;
учёт психофизических, личностных особенностей;
опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации!!!
смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
соблюдение принципа «от простого к сложному»;
переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.
При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:
поэтапное разъяснение инструкции;
выделение ключевых слов;
листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
краткое содержание параграфа;
заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
7. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
выбор места в классе;
заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
предоставление дополнительного времени;
специализированные учебники;
оценки понимания задания.
8. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
9. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
10. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах;
11. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.
12.Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:
альтернативного ответа;
помощь в заполнении оценочных бланков;
предоставление неограниченного времени;
возможность выполнения работы дома.
13. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает:
индивидуальную шкалу оценок;
ежедневное оценивание;
меньшего количества заданий для получения оценки;
внимание на понимание прочитанного.