Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Консультация «Межведомственное взаимодействие»

Малиновская Алла Владимировна,

методист ГУМУ «УМК Краснопольского района»

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Главным критерием эффективности межведомственного взаимодействия является своевременное выявление и устранение семейного неблагополучия на ранних этапах.

Выявление и недопущение проживания детей в неблагоприятных условиях, угрожающих их жизни и здоровью, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних реализуется путем проведения профилактических акций «Дом без насилия», «Семья без насилия», «За безопасность вместе», в ходе проведения мониторинга положения детей в семьях, работы межведомственных рейдов и др.

В ходе реализации вышеуказанных мероприятий анализируются социально-бытовые условия проживания и воспитания несовершеннолетних, особенности семейного микроклимата, эмоционально-психологическое состояние детей, организация учебной и досуговой деятельности несовершеннолетних, состояние газового оборудования, электрических сетей, соблюдение правил пожарной безопасности.

Результаты мониторинга позволяют определить ряд социальных характеристик семей в зависимости от типа семьи и ряда ее особенностей, в которых дети наиболее уязвимы. Так, повышенного внимания и поддержки со стороны субъектов профилактики требуют семьи, в которых мать проживает с сожителем, многодетные неполные семьи, семьи, в которых один из родителей вернулся из мест лишения свободы.

С целью организации межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия и организации работы с неблагополучными семьями, решением районного координационного совета создана межведомственная группа по обследованию условий жизни и воспитания несовершеннолетних. В состав группы вошли представители всех заинтересованных служб и ведомств. В ходе проведения рейдов изучаются условия проживания несовершеннолетних в семье, ведется разъяснительная работа по вопросам содержания и воспитания детей, их безопасного проживания. Работа межведомственной группы осуществляется два раза в месяц в выходные, праздничные дни и в вечернее время. При выявлении несовершеннолетних, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, субъекты профилактики информируют отдел по образованию.По каждой информации, поступившей в отдел по образованию, государственными учреждениями образования проводится социальное расследование.

Следует отметить динамику в выявлении неблагоприятной для детей обстановки при осуществлении своей деятельности учреждениями образования района. Убеждены, что в выявлении семейного неблагополучия на раннем этапе огромное значение имеет работа классного руководителя, т.к. именно он каждый день видит ребенка, обращает внимание на его состояние, внешний вид, общается с родителями. Руководителю школы информация о неблагоприятной обстановке в семье поступает чаще всего именно от классного руководителя.

Основными причинами создания неблагоприятной для несовершеннолетних обстановки являются: семейные скандалы (привлечение родителей к административной ответственности по статье 10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях); появление родителей в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения (привлечение родителей к административной ответственности по части второй статьи 19.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), факты употребления родителями алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия; невыполнение медицинских рекомендаций; невыполнение родительских обязанностей; несоблюдение безопасных условий проживания.

Вместе с тем, имеет  место употребление родителями спиртных напитков дома и, естественно, к административной ответственности они не привлекаются, но мы видим, что в данных семьях сложилась ситуация неблагополучия.

В таком случае учреждения образования руководствуются Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, которыми определено, что в случаях проживания детей в семьях, где имело место злоупотребление родителями алкогольными напитками дома, в качестве меры профилактического воздействия с такими родителями может быть проведена профилактическая беседа на заседании совета общественного пункта охраны правопорядка.

Необходимо понимать  разницу между трудной жизненной ситуацией в семье и социально опасным положением несовершеннолетнего. Трудная жизненная ситуация – это ситуация, которая воспринимается человеком как трудная лично для него, нарушающая его установившийся уклад жизни. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных жизненных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Помощь семье в устранении трудной жизненной ситуации можно оказать уже на этапе социального расследования, естественно при желании родителей, их готовности к получению помощи и с подключением к работе с семьей заинтересованных служб.

Хочется отметить и такую форму работы как семейный совет. Семейные советы проводятся, когда педагоги учреждений образования видят потенциал помощи семье в разрешении трудной жизненной ситуации со стороны родственников.На семейном совете присутствуют родственники, которые могут и желают оказать помощь семье в устранении какой-либо проблемы, педагоги учреждения образования, педагоги СПЦ, приглашается заместитель председателя КДН, представители служб, которые могут оказать помощь.

Родственники оказывают помощь семье в рациональном  расходовании денежных средств (например, государственной адресной социальной помощи), в лечении от алкогольной зависимости (иногда выделяют средства на лечение, а иногда путем убеждения изменить свою жизнь), в проведении  ремонта и наведении порядка в доме и т.д. Представители заинтересованных служб разъясняют, какую помощь они могут оказать. По результатам семейного совета составляется протокол, в котором прописывается, что должны предпринять родители, их родственники, субъекты профилактики для исправления ситуации. Все присутствующие расписываются в протоколе.

Устранение причин и условий неблагополучия несовершеннолетних, признанных находящимися в СОП, осуществляется субъектами профилактики путем реализации решений районного координационного совета. Данные решения разрабатываются коллегиально и отражают межведомственный подход к разрешению проблем семейного неблагополучия.

В 40% случаев дети признаются находящимися в СОП по причине злоупотребления родителями алкогольными напитками. Как правило, алкоголики не признают себя таковыми, не хотят признаться себе, что не смогут справиться с проблемой без посторонней помощи. Наша задача – привести их к пониманию необходимости сотрудничества со специалистами. И, нужно сказать, наша работа не остается безрезультатной.После кодировки от употребления алкоголя работать с родителями  значительно проще, так как основную проблему они уже осознали и устранили и трезвым взглядом могут оценить свои возможности. На этом этапе уже можно строить планы на  дальнейшую жизнь.

Нередко в отдел по образованию поступает информация о наличии в семьях задолженности за коммунальные услуги. В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних работа с семьями, где имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, строится в соответствии с алгоритмом межведомственных действий по предупреждению образования задолженности по оплате коммунальных услуг, электро- и газоснабжения в семьях, воспитывающих детей в Краснопольском районе, утвержденным решением районного координационного совета от 4 июня 2020 г. № 6-5.

Пунктом 8 положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2021 № 41 (в редакции от 27.05.2021 № 200) определено, что при наличии задолженности по плате за жилищно-коммунальные услуги и плате за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда с согласия гражданина государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и  единовременного социальных пособий предоставляется на внесение платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда и погашение такой задолженности в безналичной форме путем перечисления на счет организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и  предоставляющей жилищно-коммунальные услуги.

При рассмотрении вопроса о предоставлении ГАСП гражданину, имеющему задолженность по оплате коммунальных услуг, гражданин приглашается на заседание комиссии о предоставлении ГАСП, где ему разъясняется необходимость оплаты задолженности. Если же в данной семье дети признаны находящимися в социально опасном положении, то средства ГАСП расходуются под контролем специалистов районного центра социального обслуживания населения, средства направляются в том числе и на погашение задолженности за коммунальные услуги.

Таким образом, сложившаяся практика по своевременному выявлению и устранению семейного неблагополучия показывает, что только оперативность, ответственность, взаимодействие со всеми заинтересованными структурами станут слагаемыми успешной работы в данном направлении.