Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Консультация «Особенности проведения занятий после перенесенных заболеваний»

«Особенности проведения занятий после перенесенных заболеваний»
          Физическое воспитание является важнейшим элементом становления личности ребенка, его психофизиологического развития, оказывающего впоследствии значительное влияние на его жизненную активность, самореализацию. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом воспитания у детей культуры здоровья и ценностного отношения к здоровому образу жизни.
          В современных условиях развития общества все более актуальной становится педагогическая работа, направленная на физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем посредством формирования интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. На сегодняшний день количество детей со II и III группой здоровья преобладает в учреждениях дошкольного образования. Особенно важным вопрос физического воспитания является в случае ослабленного здоровья детей.
          Физическая культура в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств детей, но и важным компонентом духовно-нравственного воспитания дошкольников. Важную роль в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем играет позиция педагога, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, развивать у детей живой интерес к занятиям физической культурой.
          В определении уровня здоровья детей выделяют пять групп:
          1 группа – здоровые дети, которые не имеют никаких отклонений по показателям здоровья;
          2 группа – здоровые дети, среди них могут быть дети, которые часто болеют, с «риском» возникновения хронической патологии;
          3 группа – больные дети, имеющие хронические заболевания, не в тяжелой форме и в стадии компенсации;
          4 группа – дети, имеющие хронические заболевания, врожденные пороки, в состоянии субкомпенсации;
          5 группа – дети, имеющие тяжелые хронические заболевания, с врожденными пороками в стадии декомпенсации.
          Состояние здоровья и оценка физического развития определяются врачом в развёрнутой справке, которая выдаётся 1 раз  в год, в месяц рождения ребёнка. 
     Списки и ограничения, а  также  рекомендации по использованию физических упражнений имеются во всех группах, на основе которых осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
          Следует уделить особое внимание дозированию физических нагрузок для детей после перенесённых заболеваний (ОРИ, гриппа, хронического тонзиллита, пневмонии, бронхита и др.), которыми чаще всего болеют наши дети.   Ребёнок после болезни приходит в детский сад и приносит справку о перенесённом заболевании, в которой  указано, до какого числа ребёнок освобождён от физкультуры. Сроки эти определяются врачом индивидуально в зависимости от тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой. Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер.  Дети после острых респираторных заболеваний должны заниматься физическими упражнениями в первые дни возвращения в детский сад, т.к. во время болезни у них резко снижается двигательная активность и возникает дефицит движений. Всё это приводит к понижению биологической надёжности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым – к более позднему биологическому выздоровлению.      
      Между тем, правильно дозированная физическая нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т.е. восстановлению сниженных под влиянием перенесённого заболевания функциональных возможностей ребёнка. Для этих детей исключаются упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижная игра, прыжки, лазание.
Нежелательны и упражнения  с резким измерением положения тела (лёжа и стоя), т.к. вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может наступить головокружение. У ребёнка, перенёсшего заболевание, нарушаются функции теплорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, детям можно надеть кофточку с рукавами и колготки. Однако долго оставлять физические нагрузки на уровне сниженных нельзя, так как   малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций.
Сроки ограничения физических нагрузок и сами ограничения должны быть в группах. Дети после перенесённых острых заболеваний выделяются резиночками на руке соответствующего цвета перед приходом в физкультурный зал. 
          Ангина: занятия физкультурой можно начинать через 6-7 дней. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) плаваньем в связи с опасностью резкого охлаждения тела.
          Бронхит: занятия физкультурой – через 6-8 дней.остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.
          Воспаление легких: занятия физкультурой – через 12-14 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Шире использовать дыхательные упражнения.
          Грипп: занятия физкультурой – через 10-12 дней. В первые дни занятий щадящий режим нагрузок, особенно в видах, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы.избегать переохлаждения, во время занятий на открытом воздухе дышать только через нос.
          Дизентерия: занятия физкультурой – через 30-35 дней. Врачебное наблюдение в течении 2-3 месяцев. Необходим систематический контроль за самочувствием, деятельностью сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием.
          Сроки возобновления занятий после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого ребенка с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой).
Литература:
  1. Альбицкий, В. Ю., Баранов, А. А., Камаев, И. А. Часто болеющие дети [Текст] / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев, М. Л. Огнева – СПб. : Морской Петербург, 2013. – 180 с.
  2. Вантеева, Т. В. Реализация технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста посредством применения нестандартного оборудования [Текст] / Т. В. Вантеева // Амурский научный вестник, 2014. №1. С. 24-28.
  3. Владимирова, Е. В. Часто болеющие дети: клинико-психологические особенности, механизмы адаптации, реабилитация [Текст] : автореф. дисс…. канд. мед.наук: 14.01.08 / Е. В. Владимирова. – Саратов, 2012. – 22 с.