Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Консультация «Трансляция эффективной педагогической практики педагога посредством публикации»

Мацуева Зинаида Николаевна,

государственное учебно-методическое учреждение

«Учебно-методический кабинет Краснопольского района»

Консультация

«Трансляция эффективной педагогической практики педагога посредством публикации»

Цель: оказание методической помощи заместителям директоров в представлении перспективной практики работы педагогов в средствах массовой информации областного и республиканского уровней.

Задачи:

познакомить заместителям директоров с основными моментами подготовки публикации;

помочь заинтересованным лицам сориентироваться в выборе предполагаемого периодического издания для публикации;

содействовать популяризации методических публикаций среди педагогической общественности.

Участники  консультации: заместители директоров по УВР. Участие в консультации имеет добровольный характер.

Оборудование: научно-методические журналы (один номер 2023 г.), «Настаўніцкая газета» (один номер 2022 г.), раздаточный материал «Методика работы учителя над публикацией», компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Предварительная подготовка участников:

повторное чтение научно-методических журналов, издания «Настаўніцкая газета» с целью изучения: а) содержательной части; б) оформления;

1-2 проекта потенциальных публикаций.

Ход консультации

Организационный момент.

Этап 1. Мотивационный момент. Работа с проблемной ситуацией.

Уважаемые коллеги! Почему, на ваш взгляд, публикация является одним из ярчайших критериев профессионализма педагога? (Предположения участников.)

Действительно, материал перед опубликованием в официальных изданиях страны, проходит серьезную экспертизу, редактуру.  Публикация – не только показатель работы конкретного учителя в рамках учебного предмета либо вне его, но и позитивный имидж всего учреждения образования.

Этап 2. Прием «Облако слов» (парная работа на компьютере).

Задание. Выберите из предложенных те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют материал, предложенный к публикации. Составьте «облако слов», определите, какие слова вы расположите в центре.

Слова: актуальная, неординарная, инновационная, творческая, содержательная, насыщенная информационно, научная, интересная, объемная, проиллюстрированная, авторская, грамотная, практикоориентированная, продуманная.

Примерный ответ: Каждым из предложенных слов можно охарактеризовать публикацию. По-разному можно составить облако слов, по-разному определить главное. И каждый из вас по-своему прав, но главное – желание автора поделиться с коллегами, поднять престиж учреждения образования. Напоминаем, что наличие публикаций является одним из условий допуска к сдаче экзамена на присвоение квалификационной категории «учитель-методист».

Этап 3. Работа с периодическими изданиями:

первая группа – «Адукацыя і выхаванне»;

вторая группа – «Народная асвета»;

третья группа – «Настаўніцкая газета».

Далее группы меняются.

Задание 1. Реклама статьи (разработки) представителям иных групп.

Задание 2. Выберите одну разработку. Найдите пять аргументов в пользу данной разработки. Аргументы в виде развернутых предложений запишите или озвучьте.

Примерный ответ: Материал достойный публикации, поскольку…

  1. Имеет авторский характер.
  2. Соответствует требованиям современных нормативных документов.
  3. Может быть применен в реальных условиях.
  4. Хорошо подготовлен в содержательном плане.
  5. Помогает облегчить работу иных участников образовательного процесса.

Этап 4. Изучение раздаточного материала «Методика работы педагога над публикацией» (индивидуально). По завершении изучения педагоги предлагают дополнения к предложенному Алгоритму, используя доказательства «за» и «против». Самостоятельная работа длится 10 минут.

Методика работы педагога над публикацией

Блок 1. Общие вопросы

          Авторский характер созданного продукта

          Основное требование – авторский характер предполагаемого печатного продукта. Категорический запрещается плагиат.

          В статьях, иных документах часто возникает необходимость в цитировании.

          Правила цитирования:

          четко знать, кто является автором того или иного высказывания;

          любое высказывание воспроизводится дословно (т.е. нельзя менять слова, их очередность и т.д.);

          цитаты заключаются в кавычки;

          важно знать, где заканчивается цитата;

          знать источник и его точное описание, откуда взята цитата (правильное название книги, журнала, газеты, год издания, страницы);

          номер источника в списке литературы и страницы указываются в квадратных скобках непосредственно после цитаты: [5, с. 14], [19, с. 28-30], где первая цифра – номер источника, вторая – номер (или номера) страниц.

          Цитат не должно быть слишком много.

Практическая значимость потенциальной публикации. Потенциальному автору необходимо определиться, где конкретно педагоги (руководство) иных учреждений образования будут применять напечатанный материал в ходе практической деятельности.

Разработка в целом или ее фрагмент применяется:

на уроке, внеклассном мероприятии;

в процессе подготовки учащихся к предметной олимпиаде, конкурсу работ исследовательского характера, творческим конкурсам;

во время подготовки к квалификационному экзамену;

в организации работы методических формирований;

работе классного руководителя; во время выступления перед коллегами на педсовете и т.д.

          Соответствие написанного требованиям

          Важнейший вопрос – соблюдение автором профессиональной этики, морально-этических норм, уважительное отношение к читателям, автором иных статей и т.д.

Созданный текст должен быть актуальным, отвечать требованиям времени.

          Изложенная информация должна соответствовать требованиям актуальных нормативных документов.

          Особое внимание нужно обратить на употребление терминологии. Нужно знать, что обозначают те или иные понятия.          

          Технические требования размещены в издании, в котором Вы собираетесь печататься (объем материала, шрифты, фотографии и т.д.).

Уточните электронный адрес издания, поскольку он может неоднократно меняться.

Указано также, какие сведения автор предоставляет о себе.

Блок 2. Рефлексия профессиональной деятельности

Для себя определите все самые сильные позиции в своей профессиональной деятельности.

Что у меня лучше всего получается?   Это может быть система работы с одаренными и талантливыми учащимися, подготовка и проведение предметных недель, деятельность по руководству методическим формированием, проведение экскурсий, работа с родителями, использование передовых образовательных технологий на учебных занятиях и т.д.

Какой собственный материал по предполагаемой публикации наработан? Насколько он интересен окружающим, в том числе и людям, не связанным с профессией педагога? Чем отличается от уже напечатанных разработок коллег? Что я делаю интересно для других, но иначе?

Блок 3. «Адукацыя і выхаванне»

Научно-теоретический и научно-методический журнал «Адукацыя і выхаванне» основан Министерством образования Республики Беларусь. Изданием занимается редакция журнала.

Предоставляются материалы из опыта работы.

Не допускается подача отчетов.

Не допускается подача «сухих» материалов.

Важно продумать два заглавия: одно – эмоциональное, способное заинтересовать читателя, второе – научное (с точки зрения методики).

Продумайте и пропишите первый абзац, в котором будет отражена основная мысль всей статьи.

Продумайте саму статью.

Помните, что важны не конкретные разработки учебных занятий, факультативных занятий, внеклассных мероприятий, а система работы.

Например:

управленческая деятельность руководителя (заместителя);

патриотическое воспитание;

краеведение;

формирование у учащихся читательской грамотности;

финансовая грамотность;

использование информационно-коммуникационных технологий;

проектная деятельность (педагогические проекты);

юбилей учреждения образования.

Блок 4. «Настаўніцкая газета»

Редакцию «Настаўніцкай газеты»  интересуют:

развернутые статьи в публицистическом стиле о педагогических работниках: нужно показать педагога как всестороннюю личность, отметить наиболее яркие достижения, кратко отметить досуговую деятельность, рассказать о семье, особенно отметить педагогические династии;

юбилеи учреждений образования;

статьи о значимых мероприятиях;

методические разработки педагогов;

дидактические материалы;

стихотворные произведения, посвященные профкссиональным и иным праздникам (День знаний, День учителя, День матери, Новый год и т.д.);

прозаические и стихотворные произведения, посвященные литераторам-юбилярам.

Рекомендуется взаимодействовать с собственным корреспондентом по Могилевской области.

Блок 5. Предметные журналы

Предметные журналы поддерживаются Высшей аттестационной комиссией, что особенно полезно для учителей, желающих в дальнейшем заниматься наукой.

Подходят:

разработки учебных, факультативных занятий, внеклассных мероприятий;

материалы по самообразованию;

содержательные материалы из опыта работы;

разработки заседаний методических формирований;

дидактические материалы;

авторские литературные произведения.

Блок 6. «Народная асвета»

Учитывается опыт работы коллектива учреждения образования. Целесообразно предоставлять опыт работы директора, заместителей, педагогов.

Журнал «Народная асвета» принимает материалы по итогам реализации инновационных проектов. Методические наработки по инновациям следует предварительно согласовывать с консультантом.

Блок 7. Предоставление материалов

Перечитайте еще раз требования, которые предъявляются к содержанию и оформлению публикаций в каждом конкретном издании.

Дополнительно изучите 3-4 номера издания, в котором планируете публиковаться. Обратите внимание на содержание, стилистику, оформление.

          Скорректируйте текст в соответствии с форматом. При необходимости подберите фотографии, иллюстрации. Проверьте используемые цитаты. Материал может содержать ссылки на авторские материалы, размещенные в сети.

          Прочитайте написанное. Во избежание ошибок предложите перечитать текст своим коллегам, членам семьи.

          Отложите созданный продукт на 2-3 недели.

          Повторно перечитайте текст, проверьте фотографии (каким образом они раскрывают суть разработки? положительно ли они влияют на репутацию учреждения образования? качество фотографий?). При необходимости внесите правки в содержание.

          Проверьте, указаны ли данные о себе в соответствии с требованиями издания.

Желательно распечатать для себя текст в двух экземплярах.

Направьте материал в редакцию или государственное учебно-методическое учреждение «Учебно-методический кабинет Краснопольского района» по электронной почте. Для себя зафиксируйте дату и время отправления. Обязательно уточните, получены ли разработки.

Выполните рекомендации сотрудников редакции, районного учебно-методического кабинета. Автор несет ответственность за качество и достоверность информации. По возможности проверьте редактуру и выскажите свои пожелания.

Этап 6. Обсуждение прочитанного. Аргументы «за» и «против».

Этап 7. Презентация потенциальных публикаций участниками методической консультации. Советы коллег.

Этап 8. Рефлексия.

Дайте развернутый ответ. Заполните только те графы таблицы, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнее методическое мероприятие (завершите фразы).

Получилось научиться…Было сложно…Остались проблемы…Буду работать над…Эмоционально…