Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе учреждений дошкольного образования проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагогические работники, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Методику организации проектной и исследовательской деятельности рассматривали в своих трудах Савенков А.И., С. Гин, Е.С. Евдокимова.
Что же такое «ПРОЕКТ»?
В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает -«выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».Метод проектов — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Метод проектов — образовательная технология самостоятельного решения обучающимися практически или теоретически значимой проблемы посредством реализации системно организованной последовательности действий, направленной на достижение заранее планируемого результата, который состоит в преобразовании имеющегося/создании нового продукта.
Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Основной целью проектного метода в учреждении дошкольного образования является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста:
— в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
-обязательными составляющими проекта являются
-детская самостоятельность (при поддержке педагога)
— сотворчество детей и взрослых;
— развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков;
— применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
-проблема
-проектирование проекта
-поиск информации
-продукт
-презентация
Виды проектов.
По продолжительности:
-краткосрочные
-среднесрочные
-долгосрочные
По содержанию:
-монопроекты
-интегрированные
В практике работы учреждений дошкольного образования по доминирующему виду проектной деятельности используются:
-исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
—ролево-игровые проекты: участники проекта принимают на себя определённые роли, обусловленные содержание проекта. Ведущий вид деятельности – ролевые игры (имитация социальных и деловых отношений ,литературных персонажей в определенных условиях)
—информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.). Обязательно предполагает практический выход. Результатом может стать изделие или социальный результат, направленный на удовлетворение интересов участников проекта. Продукты – макеты, схемы каталоги
—творческие проекты: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).
Способы разработки проектов.
Проект – это «Модель трёх вопросов»: что мы знаем, что хотим узнать, что сделать, чтобы узнать?
Позиция взрослых как участников проекта:
-являются источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь.
-имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.
-не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности».
-предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.
Позиция детей как участников проекта:
-влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
-устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
-реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии.
Роль родителей:
-содействуют вместе с ребенком в сборе материала;
-контролируют сроки выполнения;
-подсказывают или помогают в оформлении проекта;
Участвуют в подготовке презентации.
Структура проекта:
— Название проекта.
— Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.
— Общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты.
— Этапы проведения проекта.
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту, распределение воспитанников на микрогруппы, составление плана проекта.
На 2 этапе -накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков.
На 3 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности.Результаты проекта, их оценка, призы и награды.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми:
-Выставка, газета, журнал, лэпбук.
-Костюм, модель, коллекция.
-Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
-Экскурсия, поход, путешествие.
-Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
-Спектакль, праздник, видеофильм.
-Познавательные центры в группе
-ЛЭПбуки, альбомы др.
Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Особую педагогическую значимость метода проекта в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей, в том числе и выбор интересных и значимых для ребенка тем. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Метод проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности, повышается самооценка ребенка.
Метод проектов способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, побуждает педагогов повышать свой профессиональный уровень, способствует качеству образовательного процесса.
Литература:
-
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
-
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. — Самара:Издательство «Учебная литература», 2007. -32 с: ил. — ISBN 978-5-9507-0546-5
-
Метод проектов для любознательных дошкольников// Пралеска, № 6, 2009, С.55
-
От игровых приемов до моделирования//Пралеска, № 1, 2015, .С.41
-
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.,С.54