Отдел по образованию Краснопольского районного исполнительного комитета

Режим работы:

Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00,
перерыв на обед с 13:00 до 14:00,
выходные: суббота, воскресенье.

8 (02238) 78-9-63
otdel@ookras.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianRussian

Формы методической работы

Методическая  работа  занимает особое место в системе управления учреждением  дошкольного образования.  Эта система обучения педагогических работников, прежде всего, должна способствовать профессиональному развитию педагога, его самореализации, решению профессиональных проблем.
          Четко выстроенная методическая работа призвана обеспечить  свободную  ориентацию  педагога  не  только  в  методиках  и  технологиях  развития  детей  дошкольного возраста, но и  в психологических закономерностях возрастного и личностного  развития  воспитанников.
           Умение  выбирать  и  использовать  эффективные  инструменты   для реализации   задач   учебной   программы   дошкольного образования,  средства организации образовательного процесса, сформированность у педагогов навыков моделирования,  прогнозирования,     конструирования      собственной     педагогической  деятельности  обеспечивают  возможность  качественного  решения  задач,  стоящих  перед  дошкольным образованием. 
          Содержание     и   организация    системы    методической     работы   в   современной  образовательной  ситуации  предъявляет   серьезные    требования   к   личности  воспитателя дошкольного образования, к уровню его профессиональной компетентности. 
          Компетентность   включает   в   себя   теоретическую   подготовленность   педагога   к  предстоящей деятельности и непосредственно продуктивную деятельность. В связи с этим  необходимо  обеспечить  готовность  педагогов  учреждений  дошкольного  образования  к  организации   практической   деятельности   через   организацию   их   обучения   в   системе  методической  работы.  А  это  в  свою  очередь  требует  пересмотра  и  обновления       как  содержания методической работы, так и форм её организации.
          В  педагогической  литературе  формы  методической  работы  классифицируются  по  способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), по степени активности  участников (пассивные, активные, интерактивные).
          Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную  мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.
          Активные      формы      стимулируют       поиск,    творческую     исследовательскую  деятельность педагогов и ориентированы на зону их ближайшего развития. 
          Интерактивные  формы предполагают создание нового образовательного  продукта  в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
          Пассивные  формы,  в  которых  главное  место  отводится    прямой  передаче  знаний (доклады,     сообщения),     постепенно     утрачивают      свое    значение    из-за   невысокой  эффективности      и   недостаточной      обратной    связи.   Сегодня     необходимо     вовлекать  педагогов  в  продуктивную  деятельность  с  применением  активных  и  интерактивных  форм обучения. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен  мнениями  о  путях  решения  той  или  иной  проблемы,  на  самостоятельном  овладении  знаниями в процессе активной познавательной деятельности.    
          Использование активных и  интерактивных форм обучения педагогов способствует:
       -созданию  атмосферы,  снимающей  у  взрослых  напряженность  и  тревожность  в  связи с включением в образовательную деятельность;
       -повышению          уровня      активности,       самостоятельности,        стремления       к  сотрудничеству; 
       -стимулированию интереса и мотивации педагогов к самообразованию; 
       -повышению профессионального мастерства педагогических работников; 
       -развитию       навыков     рефлексии     собственной      педагогической       деятельности.
В педагогической литературе дается описание большого количества как активных, так и интерактивных форм методической работы.
Деловая игра.
Цель — отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.
Тренинг.
Цель — отработка определенных профессиональных навыков и умений.
Тренинг (англ.) — специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.
При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.
Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
          Педагогический КВН.
Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Предлагаются занимательные, требующие нестандартных решений задания, непосредственно связанные с изучаемой темой.
          Методический мост.
Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных учреждений образования, руководители МО, родители.
Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
          Мозговой штурм.
Эта форма работы способствует развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики.
Заместитель заведующего должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма— до 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.
          Методический фестиваль.
Данная форма методической работы предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.
На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом. Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.
          Ярмарка педагогических идей.
          Форма работы — активизирующая методическую работу педагогов, так как каждый педагог хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом проявляется дух соревнования. Педагоги учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
          Методический ринг.
Цель — совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.
1 вариант — Методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.
2 вариант — методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.
          Решение педагогических задач.
Цель — познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.
Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.
          Методические посиделки.
Цель данной формы работы —  формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.
Форма проведения — круглый стол.
          Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство заместителя заведующего и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.
          Вебинар.
Вебинар —  это «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность.
В разнообразные формы работы с педагогами включаются интерактивные методы. Они легко комбинируются между собой, что для своевременного решения проблем чрезвычайно важно.
Таким образом, использование активных и интерактивных форм методической работы в учреждении дошкольного образования способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
Литература:
          1.Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы:методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с.
           2. Гражданское воспитание (из опыта работы школы -семинара «Инновационные   методы обучения в гражданском образовании»): Пособие для педагогов и психологов /  Л. Г. Кирилюк, В. В. Величко, Д. В. Карпиевич, Е. Ф. Карпиевич. – Минск: Тэхналогія,   2000. – 175 с. 
          3. Игры  –  обучение,  тренинг,  досуг…  /  Под.ред.  В.  В.  Петрусинского  //  В  четырех  книгах. – М.: Новая школа, 1984. – 368 с. 
          4. Кашлев,  С.  С.  Организация  рефлексивной  деятельности  студентов  педагогического  ВУЗа / С. С. Кашлев // Вышэйшая школа, 1998. №2. С. 19–23.
4. Кашлев,  С.  С.    Современные  технологии  педагогического  процесса:  Пособие  для  педагогов / С. С. Кашлев. – 2-е изд. – Минск: Университетское, 95 с.